История города

Елабуга – родина Ивана Шишкина, тихая пристань Надежды Дуровой и последний приют Марины Цветаевой.

Это благословенный край волшебной природы и высокого творческого вдохновения!

Елабуга – место, где мещанский и купеческий Дух России XIX века пронизывает урбанистическое

пространство нынешнего времени!

Елабуга – город, где вас всегда ждут!

Елабуга — город республиканского подчинения, центр Елабужского района, расположен в 215 километрах восточнее столицы Республики Татарстан г. Казани. Находится в северо-восточной части Республики Татарстан при слиянии рек Тоймы и Камы.

Площадь города — 41,1 кв.км.

Численность населения города — 74,031 тыс. чел.

Численность населения района — 11,748 тыс. чел.

Ананьинский могильник

Елабужский край начал заселяться людьми ещё в конце позднего палеолита или мезолите, 10-15 тысяч лет тому назад. Мировую известность краю принесла культурно-историческая общность раннежелезного века, получившая своё название от могильника у деревни Ананьино, находящейся в четырех километрах от современной Елабуги.

Курган, расположенный около Ананьино, издавна притягивал исследователей. Впервые раскопки этого сооружения начались в 1858 году под руководством П.А. Алабина – писателя, историка-краеведа, археолога и этнографа. Находки в могильнике представляли три века: каменный, бронзовый и железный, и сразу привлекли внимание светил русской археологической науки того времени. Позднее историю могильника раскрывали учёные-историки П.И. Лерх и К.И. Невоструев. Участвовал в раскопках и елабужский городской голова И.В. Шишкин. Результатом проведенных работ стала уникальная коллекция археологических материалов, многие предметы которой ныне хранятся во многих музеях мира и в Эрмитаже.

Ананьинский могильник – один из древнейших памятников, известный археологам всего мира и давший название целому этапу в истории финно-угорских народов эпохи раннего железа (VIII-III вв. до н.э.).

Елабужское городище

К III – V векам нашей эры многие исследователи относят появление на территории Татарстана ранних тюрков. Большинство памятников этой эпохи находится на территории Елабужского района. Тюркское население того периода стало предвестником последующей тюркизации Среднего Поволжья и Нижнего Прикамья.

Уникальным свидетельством того периода является историческая жемчужина Елабуги – знаменитое Елабужское или, как его ещё называют, Чертово городище. Оно представляет собой каменную башню Х-XIV вв. и руинированные остатки болгарской крепости-мечети, которая возникла не позднее XI в. на высоком мысе у устья реки Тоймы на месте бывшего укрепленного поселения, и военную крепость, названную болгарами Ала-буга (пегий, серый, злой + бык, змей, богатырь).

Выбор болгарами данного места для своего основного опорного пункта в восточном Предкамье был не случайным. Издревле здесь находилась летне-зимняя переправа через Каму. В болгарский период она служила составной частью торгово-караванной дороги: из центральных районов Волжской Болгарии в Среднее и Верхнее Прикамье (к вису) и далее до Ледовитого океана. В XII в. на месте святилищ была сооружена уже белокаменная мечеть подквадратной формы с восемью башнями и полу-башнями, конструктивно похожая на соборные мечети в Биляре (IX-XХ вв.) и Болгаре (ХIII-XIV вв.) и имеющая самые близкие аналоги в мечетях-крепостях в Сусе (Тунис) и Багдаде. В настоящее время останки этой крепости-мечети являются единственным частично сохранившимся болгарским наземным сооружением домонгольской эпохи.

С городищем связано большое количество легенд и преданий. Так, в «Казанской истории», составленной в середине XVI века, сказано, что здесь располагалось «старых булгар мольбище жертвенное». Видный археолог России XIX века А. Спицын, исследовав городище в 1888 году, высказал предположение, что главное городище представляло собой или часть древнего караван-сарая или гробницу одного из мусульманских святых. В старинных татарских рукописях есть упоминание, что в городе Алабуга жили булгарские знатоки ислама Акбали Ходжа и Амлен Ходжа, могилы которых посетил в конце XIV века Тамерлан. В татарском фольклоре сохранились предания и о том, что Алабугу основал сам Искандер зюль Корнеин (так на Востоке называли Александра Македонского). Отголоски этого предания есть и в древнем своде летописей «Джагфар тарихи».

Существует несколько версий происхождения современного названия города Елабуга. По первой из них название связано с землетрясением, вследствие которого в русле реки Кама образовалась огромная каменная глыба, своим очертанием похожая на быка. Болгары прозвали этот камень «Ала» (злой, вредный) «бугай» (бык). Множество судов нашло свою погибель, напоровшись на него. Люди поговаривали: «Это место чертово, здесь гибнут корабли и люди», поэтому в народе городище и назвали Чёртовым.

По второй версии, большое озеро за притоком реки Кама – Тоймой – носило татарское название «Алабуга», что в переводе означает «окунь-рыба». Имя города могло происходить и от кочевых финно-угорских племен, некогда живших на территории современной Елабуги: в переводе с финно-угорского слово «ела» обозначала «молочный», а «буг»– «пена». А в низине у Покровской церкви, между Тоймой и городом находилось озеро Ела, названное так по цвету воды. Ручей, текущий сейчас в Тойму, впадал тогда в озеро с постоянной пеной.

Село Трёхсвятское

В 1614-1616 гг. на месте Елабужского городища был основан мужской Троицкий монастырь, упраздненный в 1764 г. В это же время образовалась монастырская слобода, впоследствии - село Подмонастырка, сохранившее свой первоначальный уклад и архитектуру до наших дней.

Русское поселение появилось в 50-е годы XVI века в ходе колонизации Среднего Поволжья, происходившей после покорения Казани Иваном Грозным в 1552 г. и присоединения ее к Московскому государству.

Село, представляющее собой крепость, окруженную улицами-слободами, получило название «Трехсвятского, что на Елабуге». Согласно местному преданию, наименование села произошло от иконы Трех святителей - Василия Великого, Григория Богослова и Ивана Златоуста, присланной Иваном Грозным в дар местной Покровской церкви.

Выгодное географическое положение села - на речных путях, соединяющих вятские, пермские, уфимские и казанские земли во второй половине XVIII века определило ее роль как экономического центра прилегающей территории и перевалочного пункта в торговле уральским хлебом и рыбой, которые отправлялись по Каме и Волге в разные города России и за рубеж.

Свой след в истории города оставили события, сыгравшие немаловажную роль в развитии государства Российского. Ермак со своей дружиной, следуя в Сибирь, по Волге, Каме и дальше на ладьях, останавливался у села для пополнения продовольственных припасов, доходило до Трехсвятского и крестьянское войско Емельяна Пугачева, штурмовавшее хорошо укрепленную крепость.

Уездный город Елабуга

После подавления войск Пугачёва в 1780 году согласно указа Екатерины II утверждается Вятское наместничество, и село Трёхсвятское получает статус уездного города Елабуга Вятской губернии и свой герб.

28 мая 1781 года городу Елабуге была дарована жалованная грамота с изображением герба. Он представлял собой щит, в верхней части которого изображен был герб Вятского наместничества: «в золотом поле из облака выходящая рука, держащая натянутый лук со стрелой, а над ней в верхней части щита крест красный». В нижней части – собственно герб Елабуги: «в серебряном поле сидящий на пне дятел, долбящий оный, ибо там множество сего рода птиц».

Лук и стрелы особо почитались в Вятской губернии. Появление же дятла на гербе в качестве символа города связано с большой численностью этих птиц в елабужских лесах в то время. В период заселения края леса вырубались в большом количестве для нужд строительства и создания пахотных земель. А образовавшиеся пни стали источником корма для множества птиц, в том числе и дятлов.

Статус города обозначил новый этап в развитии Елабужского края: стали строиться новые и расширяться уже имеющиеся заводы – в конце XIX века в городе имелось 12 фабрик и заводов – чугунно-литейных, колокольных, воско-свечных, салотопенных, пиво-медоваренных, пряничных и др. 

Огромные лесные массивы обусловили распространение промыслов и ремёсел, связанных с обработкой дерева. Получило развитие домашнее ткачество, изготовление предметов быта и орудий труда из глины и железа. Было популярно среди населения и рыболовство. Елабужане поставляли живую камскую стерлядь к царскому столу.

Елабужское купечество

Самым главным делом города стала купеческая деятельность. К середине XIX века Елабуга относилась к числу наиболее богатых торговых городов Вятской губернии: имея население почти в три раза меньше, чем губернский город Вятка, Елабуга равнялась с ним по числу лиц купеческого сословия и имела внушительный торговый оборот. К концу XIX века купеческое сословие в Елабуге насчитывало 600 купцов на 11000 жителей. Здесь проживали известные на всю страну купеческие династии Стахеевых, Гирбасовых, Ушковых, Черновых. 

В документе за 1872 год сообщалось, что «купечество занимается хлебной торговлей. Сплавляет хлеб по реке Каме в низовые города. Кроме того, закупает медь, воск, кожи, щетину, холст, просо и частью лесные материалы. Доставляя их сухим путём до города Казани разных других торговых мест. Со сбытием же сих товаров привозят в Елабугу кубовую краску, сукна, шелковые, шерстяные, бумажные, юфтевые, кожевенные и металлические товары».

Благодаря деятельности купеческих династий Елабуга развивалась и в экономическом, и в культурном отношении. Купцы не жалели времени и денег на строительство и содержание социальных учреждений. Елабужское купечество, с исстари отличавшееся благотворительностью, строило на свои средства храмы, как в городе, так и в других местах империи. Уездное и городское училища, женская гимназия, училище для слепых, Епархиальное женское училище, Александринский детский приют, Троицкая церковь и другие, как сейчас говорят, социальные учреждения были выстроены на средства купцов. Именно благодаря купеческой благотворительности Елабуга была среди первых десяти городов России, где было установлено электрическое освещение.

В XIX веке елабужане получали к своему столу чистейшую воду из городского водопровода. В 1883 году по инициативе и проекту купца третей гильдии и городского головы И.В. Шишкина в Елабуге был сооружен первый водопровод. Вода проводилась в Елабугу по деревянным трубам к устроенным на площади крытым водосточным трубам. Благодаря этой системе, Елабуга вошла в число первых городов России, где работала система водопроводов. До сих пор в исторической части города сохранились места, где течёт родниковая вода – всё это части старой городской системы водоснабжения.

Национальный парк «Нижняя Кама»

Богатство и уникальность природы края послужили созданию на территории Елабуги Национального парка «Нижняя Кама», который был создан в 1991 году для сохранения и восстановления уникального природного ландшафта. Парк раскинулся на востоке Республики Татарстан, занимает площадь 26,6 тысяч гектаров. Территория находится в двух лесничествах двух административных районов - Елабужском и Тукаевском, на противоположных берегах реки Камы.

Здесь представлен разнообразный ландшафт: широколиственный лес граничит с сибирской тайгой с переходом в лесостепь, суша чередуется с бесчисленными реками, озерами, островками. На территории парка обитают редкие животные, произрастают исчезающие виды растений, в том числе занесенные в международную Красную книгу.

В Большом Бору встречаются сосны 150-летнего возраста и 30-метровой высоты. Напротив Большого Бора по левобережью Камы расположен памятник природы «Кызыл-Тау», юго-восточный форпост тайги и единственный в Татарстане и Среднем Поволжье природный лесной массив, где ель и пихта переходят на противоположный берег реки и образуют неповторимые чащи в непосредственном соседстве с лесостепью. Это своеобразный реликт древних лесов – здесь растут рядом ели и пихта, липа и орешник.

Уникальная природа Нижнего Прикамья нашла яркое отражение в художественно-графических работах художника-живописца И.И. Шишкина. Около 20 природных объектов и ландшафтов, запечатленных на картинах, этюдах и офортах И.И. Шишкина, имеют свой конкретный адрес и сохранились до наших дней – это редкие, величавые по своей красоте участки Танайского, Мортовского лесов, Большого и Малого Бора, Святой ключ. Они нашли своё отражение в таких картинах всемирно известного художника, как «Сосны, освещенные солнцем», «Корабельная роща», «Святой Ключ близ Елабуги», «С берегов Камы близ Елабуги», «Кама близ Елабуги», «Красная горка близ Елабуги», «Дубовая роща близ Елабуги», «Богатый Лог», «Лесные дали», «Среди долины ровныя...», «Разливы рек, подобные морям...», «Пасека» и знаменитое «Утро в сосновом бору».

Святой Ключ

Картина И.И. Шишкина «Святой ключ близ Елабуги» изображает родник в окрестностях Елабуги, на территории лесного массива Малый Бор, издавна являвшегося местом паломничества жителей города и близлежащих деревень.

Еще в 1797 году проезжавший по Каме русский писатель-просветитель А.Н. Радищев сообщает, что рядом с бьющим из-под горы ключом («Святой Ключ») сооружена часовня и там поставлена кружка для сбора пожертвований за «святую воду». Вода родника считается целебной, излечивающей болезни и дарящей здоровье. Ежегодно, 9 августа, в день Святого Пантелеймона, на Святом Ключе православная церковь проводит обряд богослужения.

Историко-культурное наследие Елабуги

Елабуга на протяжении веков была и поныне остаётся важнейшим культурным и духовным центром Прикамья, с которым связаны имена многих известных на весь мир личностей. Город прославили на весь мир первая русская женщина-офицер, ординарец фельдмаршала М.И. Кутузова, Н.А. Дурова, которая прожила в нашем городе около 30 лет и написала свою знаменитую книгу «Записки кавалерист-девицы», высоко оцененную А.С. Пушкиным.

В Елабуге родился и вырос известный русский художник, основатель школы русской реалистической живописи И.И. Шишкин, который навсегда увековечил свою родину на всемирно известных полотнах. Елабужская земля дала человечеству известного врача-психоневролога, основателя первой в России лаборатории экспериментальной психологии В.М. Бехтерева.

Здесь прошли последние дни жизни известного Поэта Серебряного века М.И. Цветаевой.

Уроженцем города является художник, полярный исследователь, основатель музея Арктики и Антарктики в Санкт-Петербурге Н.В. Пинегин.

Елабужский край стал отчизной композитора, автора первых национальных произведений В.И. Виноградова.

Здесь вырос и работал замечательный советский писатель С. Романовский, который открыл литературный талант В. Шукшина.

В разное время в Елабуге побывали А.Н. Радищев, М.Е. Салтыков-Щедрин, В.Г. Короленко, М.И. Пришвин, А.С. Грин, А.Н. Толстой. Оставили в истории города свой след такие известные деятели культуры, как Т. Гиззат, М.А. Кустинский, С.Я. Лемешев. Здесь делала свои первые шаги на сцене будущая кинозвезда советского экрана М. Ладынина. Елабуга стала важным периодом жизни для таких известных ученых, как П.В. Алабин, Ф.И. Эрдман, историк К.И. Невоструев, химик Д.И. Менделеев, путешественник Н.П. Рычков, астрофизик В.А. Амбарцумян, юрист А.В. Венедиктов, математик В.И. Смирнов, физик В.А. Фок.

Памятники истории и культуры

Имена известных елабужан навсегда вписаны в историю Елабужского края и воплотились в масштабный музейный комплекс, который расположен в исторической части города и имеет охранную территорию в 491,5 га, где расположены 184 памятника истории, архитектуры и культуры. 12 музейно-выставочных объектов разной направленности, посвященных знаменитым землякам и истории края, знакомят с богатым культурно-историческим наследием Елабужского района, которое по значимости занимает второе место в Республике Татарстан после Казани. Не случайно Елабугу называют «Городом-музеем под открытым небом».

Квартал Казанской, Гассара, Большой Покровской и Спасской улиц образует исторический центр Елабуги. Здесь располагается наибольшее количество архитектурных ансамблей, памятников истории и культовых сооружений. Широкие тротуары, выложенные брусчаткой, фонари в стиле XIX века – все возвращает нас в уютную старину, здесь даже время течет иначе, чем в стремительных мегаполисах.

В исторической части не просто отреставрированы старинные дома, но и сохранены все малые архитектурные элементы: ставни, решетки, резные дымники и водосточные трубы, которые украшали здания и придавали праздничный вид улице. Помимо того, они свидетельствовали о высоком уровне развития строительного ремесла и торгового дела в Елабуге в конце XIX – начале ХХ века.

Ценность архитектурных памятников города дополняется великолепием внутреннего убранства бывших купеческих особняков. Контора (особняк) купца Д.И. Стахеева (территория Суворовского училища) принадлежит к лучшим образцам жилой застройки Елабуги первой трети ХIX в., является редким по сохранности памятником купеческого быта. В системе интерьеров здания гармонично сочетаются печи, выложенные цветными узорными изразцами производства местного завода купца-промышленника П.К. Ушкова, наборный паркет, роскошная потолочная лепнина и роспись, дубовые перила и точеный балясник лестницы, деревянная резьба панелей, металлическое оборудование окон и дверей.

Основополагающую роль в жизни провинциальной Елабуги играла религия. Свидетельство тому – дошедшие до наших дней храмы – православные святыни и мечеть, восстановленная в камне. В Елабуге из 6 имевшихся на начало ХХ века отдельно стоящих православных храмов, к настоящему времени сохранилось только 3. До сих пор их великолепие привлекает взгляд.

Спасский собор (1808-1816 гг.) – величественное сооружение о пяти главах и трех приделах, с двухэтажной пристройкой для духовного правления, был освящен в 1821 году. В 1864 году возведена пятиярусная колокольня. Фрагментарно в здании сохранились элементы внутренней отделки: резные карнизы, пилястры с орнаментами коринфского и ионического ордера, цветной пол из керамических узорных плиток.

Церковь во имя святителя и чудотворца Николая построена в 1818 г. на пожертвования горожан. Росписи храма производили художники-академисты братья Верещагины, братья Первунины; фрески эти сохранились и доныне.

Покровская церковь воздвигнута одновременно с основанием села Трехсвятского в 1570-е гг. по воле царя Ивана IV. Ныне действующий каменный Покровский храм выстроен в 1813-1820 гг. Церковь представляет собой уникальное сооружение со сложными по пластике объемными формами, несущими в себе элементы ампира, позднего барокко и раннего классицизма.

В строгом византийском стиле выдержано убранство домовой церкви Епархиального женского училища (ныне – Елабужский педагогический институт Казанского Федерального (Приволжского) университета), построенного на средства елабужской купчихи Г.Ф. Стахеевой.

В 1930-х годах утрачен ценный архитектурный памятник XIX века храм Казанской Божьей матери (архитектор Г.А. Боссе), являвшийся центром комплекса Казанско-Богородицкого женского монастыря. С января 1994г. монастырь начал возрождаться и сегодня он полностью восстановлен в прежнем виде.

Безвозвратно утеряна кладбищенская Троицкая церковь.

Центром исторически сложившегося татарского культурного центра с 70-х гг. XIX века являлась деревянная мечеть на пересечении улиц Московской и Татарской (Г.Тукая), просуществовавшая до 70-х гг. ХХ столетия. В 1996 г. мечеть воссоздана в камне, получив название «Аль-Кадыр».

Разносторонняя жизнь купеческой Елабуги то утихала, то снова оживлялась. Как и во всей России, весь уклад перевернули события 1917 года. Елабуга стала первым уездным городом в Татарии, где была установлена Советская власть. Несколько памятных мест отражают трагические противоречия той страшной эпохи. Близ Спасского собора находится братская могила борцов за Советскую власть; на восточном корпусе Торговых рядов – мемориальная табличка, напоминающая о выступлении Н.К. Крупской, посетившей Елабугу на агитпароходе; на площади, которая в XIX веке носила название Рыбной, установлен памятник вождю мирового пролетариата В.И. Ленину.

Но в народной памяти хранятся и имена пострадавших от советского периода. Величественный мемориал жертвам политических репрессий открыт в Елабуге сравнительно недавно, в 2009 году. Высокие стены из бутового камня, решетки со свечами, тяжеловесные угловатые скамьи и фонари, железнодорожный «столыпинский» вагон, в каких возили заключенных, списки безвинно расстрелянных – все здесь наводит на мысль, созвучную размещенной на одной из бутовых стен огромной надписи: «Это не должно повториться».

Образование в Елабуге

Становление образования в Елабуге началось еще в I половине XIX века. К концу XIX столетия в городе было уже 19 учебных заведений разного типа: реальное, духовное, епархиальное, трехклассное, городское училище, женская гимназия, Александровская школа ремесленных учеников, училище для слепых детей. Нынешний Елабужский институт Казанского федерального университета, более ста лет готовивший учителей разных направлений, ведет свою историю с Епархиального женского училища, построенного в 1898 году на пожертвования потомственной Почетной гражданки Елабуги Глафиры Федоровны Стахеевой.

Годы Великой Отечественной войны

Во время Великой Отечественной войны фронт проходил далеко от берегов Камы, но уже 23 июня 1941 года в Елабуге состоялся многотысячный митинг. Елабужане шли в райвоенкомат с просьбой о добровольном зачислении их в ряды Красной Армии. Всего за период войны было мобилизовано 13 952 человек, больше трети из ушедших (5140) не вернулись в родной город. Имена погибших высечены на плитах у Вечного огня.

А на Площади Памяти возвышается бюст Героя Советского Союза, маршала Л. А. Говорова. Уроженец села Бутырки бывшей Вятской губернии Леонид Александрович Говоров провел в Елабуге свои юношеские годы – учился в реальном училище, которое закончил с отличием. В годы Великой Отечественной войны был командующим 5-й армией, защищавшей подступы к Москве, участвовал в прорыве блокады Ленинграда и разгроме фашистских войск в Прибалтике. Скончался в 1955 году, похоронен в Москве у Кремлевской стены на Красной площади. Знаменитого земляка чтят и помнят в Елабуге, одна из улиц города носит его имя.

Военнопленные в Елабуге

В истории Елабуги немало страниц, связанных с пребыванием в нашем городе военнопленных. Еще во времена Петра I, после блистательной победы русских под Полтавой в 1709 году, сюда попали пленные шведы. Суровой зимой 1812 года в Елабуге и соседних с ней уездах размещалось около двух тысяч пленных армии Наполеона Бонапарта (французов, итальянцев, немцев, поляков, португальцев). После подавления польского восстания 1830 года многие из повстанцев были сосланы в Вятскую губернию, в том числе и в Елабугу. В 1915–1918 гг. Елабуга снова стала местом концентрации военнопленных Австро-венгерской империи и Кайзеровской Германии (около 4 тысяч человек) Самой страшной из всех войн в истории Отечества оказалась Вторая мировая война. Миллионы унесенных жизней, искалеченных судеб, небывалое количество военнопленных… В Елабуге с 1941 по 1948 год также находились военнопленные – немцы и солдаты союзных с фашистской Германией армий – австрийцы, итальянцы, венгры, румыны, хорваты.

В начале 1943 года под Сталинградом была взята в плен 6-я армия во главе с фельдмаршалом Паулюсом. Часть офицерского состава армии по железной дороге направляется до станции Кизнер, затем пешком до Елабуги. Конечная точка маршрута – бывший женский монастырь, лагерь НКВД № 97. Общежитские здания, где раньше размещались кельи для монахинь, были переоборудованы в бараки. Вслед за «Сталинградской группировкой» в Елабугу прибыли еще несколько: «Бессарабская» (или «Кишиневская»), «Тираспольская», а затем, в декабре 1945 года, после разгрома Квантунской армии, – пленные японцы (8 тысяч человек) Работали военнопленные, за редким исключением, на самообеспечение лагеря: на заготовке торфа, заготовке и транспортировке дров. Большое их количество было занято в банно-прачечном хозяйстве.

Жизнь лагеря, картины города зафиксированы в эскизах, рисунках бывшего японского военнопленного Сюньичи Кацуямы. Бывший военнопленный Отто Рюлле написал книгу о пребывании в русском плену «Исцеление в Елабуге» (издана на русском языке в 1969 г.).В ней он описал события, предшествующие плену – Сталинградский котел, моменты своей биографии, жизнь в плену. Отто Рюлле посвятил много теплых слов елабужским врачам. На елабужском мемориальном кладбище немецких военнопленных покоится прах капитана медицинской службы, иконописца Курта Ройбера. В декабре 1942 года, в руинах Сталинграда, Ройбер нарисовал Богородицу с младенцем. В 1990 году рисунок был канонизирован, и новопризнанная икона получила название Сталинградская Мадонна (известна также как «Мадонна пленных», или «Сталинградская Богоматерь»). Оригинал Сталинградской Мадонны находится в Берлине, в церкви Поминовения. Отфрид Пройслер, ныне всемирно известный немецкий писатель-сказочник, лауреат литературных премий Германии, Европейской премии за детскую литературу, премии Януша Корчака и ряда других, именно в Елабуге, во время пребывания в лагере НКВД № 97, начал записывать свои сказочные истории.

После Победы началась постепенная репатриация военнопленных. Но не все из них вернулись домой. В Елабуге остались 623 могилы на немецком кладбище, 85 захоронений – на японском. В 2000 году останки бывших японских военнопленных были эксгумированы и прах перевезён на родину. С октября 1989 года оба кладбища, немецкое и японское, благоустроены и открыты для посещения официальных делегаций, родственников и соотечественников умерших.

Новая страница в истории города началась в 1955 году с открытия прикамских месторождений нефти, давших мощный импульс развитию всех отраслей промышленности, что, в свою очередь, существенно повлияло на облик Елабуги. В 80-е годы началось интенсивное строительство будущего автозавода. Ныне площади «ЕлАЗа» входят в состав особой экономической зоны «Алабуга», соглашение о создании которой было подписано в январе 2006 года.

Сегодня Елабуга развивается как культурный и промышленный центр Прикамья. Наряду со строительством большого количества заводов здесь продолжает увеличиваться количество памятников, достопримечательных мест и культовых сооружений.

В декабре 1980 года на Площади Ленина был установлен памятник В.И. Ленину. Автор скульптуры - народный художник СССР, лауреат Ленинской премии Кибальников А.П. (автор памятника В.В. Маяковскому, П. Третьякову, соавтор Мемориала Брестская крепость).

В 1992 году на самой высокой точке города Елабуга была построена мечеть "Джамигъ". Она является образцом современного культового мусульманского сооружения, за основу которого были взяты национальные особенности и архитектурные традиции республики. Высота минарета мечети составляет 57 метров. На стекольном заводе Саратова по специальному заказу мечети была изготовлена люстра, вес которой составляет 500 килограмм. Из Таджикистана, Ленинабадской области были привезены 27 ковров с зеленой расцветкой, которыми устлали полы Соборной мечети. Фасады были отделаны декоративной кладкой из бежевого и красного силикатного отделочного кирпича.

В 2003 году, в честь 60-летия начала разработки нефтяных месторождений Татарстана был открыт памятник нефтяникам. Нефтяник символично раздвигает руками земные недра, из-под которых фонтаном пробивается на поверхность нефть. Авторы - московские скульпторы А.В. Головачев и В.А. Демченко.

В 2003 году на проспекте Мира в Елабуге был открыт Мемориальный комплекс воинам-интернационалистам. Памятник посвящен погибшим героям-землякам, которые не вернулись из горячих точек России и Зарубежья. Бронзовая фигура солдата установлена на невысоком постаменте в центре между боевыми машинами БТР и БМП. (Фигура солдата изготовлена по фотографии елабужанина Линара Тимергалеева, погибшего в Чечне в 2000 г.). Авторы - московские скульпторы А.В. Головачев и В.А. Демченко.

Памятник одному из представителей славной купеческой династии, сыну богатейшего елабужского купца – писателю Д.И. Стахееву (1840 – 1918) открыт в сентябре 2003 года, находится перед зданием Елабужского института Казанского (Приволжского) федерального университета. Авторы - московские скульпторы А.В. Головачев и В.А. Демченко.

Еще в 1925 году на улице Казанской был установлен памятник Ленину в виде маленького бронзового бюста на высокой стеле. Автор - скульптор-монументалист С. Меркуров. В 2004 году за памятником возвели декоративную кирпичную стену, имитирующую стены московского Кремля.

На площади Ленина установлен памятник русскому самовару. Памятник открыли в декабре 2008 года. Автор памятника - скульптор Алмаз Хакимов. Сам памятник - это большой медный самовар, установленный на специальном постаменте. Высота памятника - около 4 метров.

В 2007 году на улице казанской перед зданием Центральной городской почты была установлена скульптурная композиция, изображающая в полный рост связиста и почтальона и изготовленная из бронзы. Автор - московский скульптор В. Демченко.

Памятник Городовой (или Полицмейстер) - одна из двух скульптурных композиций, установленных на Казанской улице в Елабуге и торжественно открытых 19 ноября 2014 года. Вторая установленная на этой же улице скульптура изображает фигуру Дворника. Памятник городовому-полицмейстеру символизирует собой соблюдение общественного порядка и обеспечение покоя горожан. В прежние времена именно полицмейстеры выступали не только в роли полицейского, но и являлись помощниками горожанам во всех житейских делах.

Скульптура дворника, в свою очередь, посвящена нелегкому труду дворников. Дворник – необходимая и незаменимая профессия в деле поддержания чистоты в городах. В царской России дворник был не просто уборщик, он выполнял много функций по поддержанию порядка, в том числе помогал городовым в охране общественного порядка.

Памятник татарскому народному поэту и общественному деятелю Г. Тукаю открыт 19 октября 2014 года. Авторы - известные  московские скульпторы Владимир Демченко и Александр Головачев. Высота бронзового памятника более 3 метров. Поэт изображен во весь рост, в тюбетейке, в его руках-книга. Памятник находится в центре города, возле общеобразовательной школы №1.

Памятник труженикам тыла открыли 9 мая 2014 года на Площади памяти. Стела представляет собой композицию элементов. словно сошедших с советского герба: здесь есть серп, молот, колос, звезда, лента, а также штык. В 2015 году после открытия Музея памяти стела была перенесена на его территорию.

В 2014 году на пересечении улиц Казанской и Стахеевых появилась скульптурная композиция в виде символа Елабуги - дятла, сидящего на пне под аркой. Лук со стрелой и дятел на пне изображены на гербе старой Елабуги, изображение которого можно увидеть на самой арке.

В декабре 2014 года на территории городского парка "Александровский сад" был открыт памятник бездомной собаке. Памятник выполнен в виде копилки, перед собакой-небольшая откидная крышка, под ней – отверстие для денег. Высота скульптурной композиции вместе с постаментом –  чуть больше полутора метров. Прообразом стала, как говорят разработчики, обыкновенная елабужская дворняжка.

В августе 2016 г. во время проведения в Елабуге Фестиваля малых городов России был открыт памятник тысячелетней Елабуги - памятник Дракону-Змею.

Памятник участникам аварии на Чернобыльской АЭС открыт 5 мая 2016 года, как знак благодарности и признательности елабужанам, участвовавших в ликвидации последствий Чернобыльской трагедии. Автором является наш земляк Андрей Верхотин.

 

Дата создания: 06-03-2017
Дата последнего изменения: 18-04-2022
Закрыть
Сообщение об ошибке
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки: .

Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Отправить captcha
Введите код: *